Регистрация
анализ стихов
репетитор по русскому языку
Поэтический календарь
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.natalia-ruslit.ru/
Без примера ничему не выучишься
Ян Амос Каменский
рособр
педпроект
фестиваль
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
хкиро
Сейчас на сайте: 83

Версия для слабовидящих
Статистика сайта

 

Яндекс.Метрика
счетчик посещений
Проверка слова
www.gramota.ru
год добровольца

До начала учебного года осталось


Методическая разработка «Образовательное событие духовно-нравственной направленности».

«У Есенина День рождения». Литературный праздник (посвящается 120-летнему юбилею С.А. Есенина и году литературы в России)»

Цель образовательного события: создание условий для расширения общечеловеческого культурного кругозора обучающихся через приобщение к вечным ценностям, поэзии и  музыке, через заочное  общение  с ярким, искренним русским  лириком С.А. Есениным. 

Задачи образовательного события:

Образовательный блок задач

1.Учиться составлять сценарий совместного творческого проекта.

2. Приобщаться к культуре работы в команде.

3. Расширять знания по межпредметным дисциплинам.

Развивающий блок задач

1.Развивать умения работать самостоятельно по определенному вопросу.

2.Развивать умения выразительного чтения, владения речью

3.Развивать навыки работы учащихся в творческой группе.

5.Повышать эрудицию.

6.Развивать творческие способности в роли ведущих, декламаторов, артистов, танцоров, певцов.

Воспитывающий блок задач

1. Совершенствовать традиционное российское воспитание, основанное на духовно-нравственном становлении личности школьника.

2.Формировать культуру общения и поведения на сцене , в актовом зале и за его пределами.

3.Воспитывать ответственность за выполнение общего дела.

4.Воспитывать корректное отношение к каждому члену творческой группы, даже если она разновозрастная.

6. Поддерживать у обучающихся интерес к вечным нравственным категориям, составляющим духовный стержень человека: Родина, Дружба, Любовь, Сострадание, Милосердие.

7.Воздействовать на эмоциональную область чувств.

Психосоциальный блок задач

создавать школьное образовательное пространство как территорию толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители»

Ресурсное обеспечение образовательного события

Материально-техническое:

  • Событие реализуется на базе МБОУ лицея № 1. Актовый зал лицея оснащён в соответствии с современными требованиями: компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, микрофоны, удобные места для зрителей.
  • Изготовление иллюстративного, наглядного материала в соответствии с темой события: иллюстрации, выполненные детьми к произведениям поэта, цитаты из стихотворений С.А. Есенина, участники изготавливают (шьют) костюмы.
  • Обновление информационных стендов в библиотеке лицея, сделана выставка книг, сборников поэта и материалов о его творчестве.

Кадровое (участники):

  • Обучающиеся среднего и старшего школьного возраста (8,9, 10 классы), учителя русского языка и литературы, библиотекарь.

Информационное:

  • фонд и каталоги библиотеки лицея, CD-Rom аудио и видео материалы;
  • художественная, методическая, научно-популярная литература;

Продуктивность образовательного события: создан сценарий в форме литературно – музыкального праздника, авторские детские  медиапродукты: презентация, видеоролики с включением фрагментов события, страничка  ЭОР - электронного методического пособия «Золотая флейта России», посвященного творчеству С.А. Есенина. [1]

Реализация (масштаб):  событие реализовано в форме проекта литературно-музыкального праздника в МБОУ лицее № 1 с приглашением студентов и преподавателей филологического факультета АмГПГУ  и в Краевом «Доме ветеранов» г. Комсомольска-на-Амуре. (концертные номера к праздникам и знаменательным датам).

Описание образовательного события

Постановка проблемы

Одна из важнейших задач новых Государственных образовательных стандартов – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, знающего духовные и культурные традиции российского народа. Ежедневные наблюдения за детьми в процессе обучения, изучения круга их интересов, бесед с родителями с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности  духовно-нравственного, патриотического сознания у обучающихся. В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

       Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

     Актуальность образовательного события состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателя и поэта только из учебников и других печатных и Интернет- источников, событие же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни поэта, осознавать и  свою значимость в мире.

    Образовательное событие в форме литературно-музыкального  праздника очень актуально в школе, потому что совмещает в себе приемы и методы, которые помогают воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, приобщать к литературе и развивать творческие способности, способствовать формированию личности школьников.

   В 2015 году исполнилось 120 лет со дня рождения С.А. Есенина. Изучение творчества С.А. Есенина в средней школе обусловлено значимостью поэта, дарование которого связано с глубинами народного сознания, русской культурой и историей. Прочитав многие произведения Есенина, изучая и анализируя их на уроках литературы, учащиеся  стали  больше интересоваться его творчеством, что и обусловило  потребность создания данного проекта. Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека,  к противоречиям эпохи, С.А. Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер.

Оригинальность образовательного события заключается в интеграции содержания и интеграции деятельности. Событие развивает у обучающихся творческое отношение к собственной деятельности, дает возможность адекватно ее оценить, выработать навыки саморазвития и самообучения.

Участие в событии разновозрастных групп.

В разработке события участвуют группы участников филологического НОУ «ИнТал» (8-9 классы) и литературного интеллектуального клуба «ЛИК» (10 классы). Ребята делятся на творческие разновозрастные  группы. В каждой группе выбирается модератор. Группа определяет круг проблем в соответствии с заданием. Результаты работы творческих групп – минипроекты. Выполняя групповые минипроекты, учащиеся совместно с родителями и учителями пополняют и расширяют знания в области литературы, истории, музыкального и изобразительного искусств, духовно-нравственных ценностей, обогащают опыт работы в команде, учатся слушать и слышать друг друга. Содержание минипроектов было достаточно произвольным, масштаб – определялся самими обучающимися, Результат проектирования - форма проектного мышления, которая осваивается школьниками как средство организации деятельности, и целостность мышления коллектива творческой группы, разрабатывавшего и организовывавшего совместный минипроект.

Творческие группы по подготовке события:

I.         Группа по оформлению актового зала и сцены

II.        Группа по отбору материала для  подготовки сценария (подборка стихотворений, музыки, видеороликов)

III.      Группа по подбору костюмов. (Подготовка дизайна костюмов, пошив)              

IV.      Медиа-группа. (Подготовка презентаций, видеороликов, подборка фотографий, картин, иллюстраций).

V.            Танцевальная группа. (Подготовка танцевальных номеров)

VI.      Родительская группа. ( Она же и спонсорская)

VII.     Группа «Мастера художественного слова» (Подготовка выразительного чтения стихотворений и актерского мастерства, подготовка ведущих)

VIII.   Вокальная группа. (Подготовка вокальных номеров)

Начало работы – погружение в проблему.

Основные проблемы проекта:

1. Каковы этапы биографии поэта? О чем будем рассказывать?

2. Каковы основные темы и мотивы лирики С.А. Есенина? Какие стихи будут звучать?

3. Почему творчество С.А. Есенина современно, актуально сегодня и всегда?

4. Как одевались в эпоху начала XX века?

5. Какие танцы будем разучивать?

Предполагаемые варианты решений:

 1.Отбор материала о жизни и творчестве С.А. Есенина [5]

 2.Знакомство с содержанием имеющейся дополнительной литературы  о      поэте и его творчестве.

 3. Работа в сети Интернет с музыкальными, информационными сайтами

Приращения школьников, выраженные в информационной рефлексии и эмоциональных визуальных откликах, инициации собственных постсобытийных действий

Данное образовательное событие  получилось ярким, красивым, эмоциональным и, несомненно, нашло отклик в душах участников и зрителей. Но это не просто зрелищное мероприятие, призванное развлечь аудиторию, оно явилось посылом к деятельности. Нам, как учителям, в ходе подготовки, реализации события и анализа постсобытийных действий учащихся удалось прийти к пониманию, что организация подобных мероприятий работает на получение личностных и метапредметных результатов, что соответствует концепции ФГОС,  что связано, прежде всего, с результативностью в деле развития личности ребёнка. По мнению А.Г. Асмолова, образовательное событие является завершённым актом деятельности – от мотива до результата, и «рассказ» об этом акте «самому себе» и «другому». Понятно, что «рассказ самому себе» – это тот или иной уровень рефлексии «прожитого события», а «рассказ другому» – это «сообщение о существенном факте».[2] И здесь важно ясно сознавать – события нет без его «деятельностного фундамента» – «деяние» должно реально случится, но события нет и без его рефлексии и «сообщения» о нём всем окружающим.

Событие случилось в нашей школьной жизни 17.10.2015 года и активные его участники – ребята - члены НОУ «ИнТАл» после его проведения инициировали создание долгосрочного проекта – электронного методического пособия «Золотая флейта России» - сайта, посвященного творчеству С.А. Есенина в школе. Сайт успешно работает в сети, получает положительные отзывы.[3] Этот проект получил высокую оценку на всероссийском конкурсе исследовательских и проектных работ «Первые шаги»- 2016, завоевав высшую награду конкурса «Медаль Эвариста Галуа».

Активная участница события Глазкова Елизавета, ученица 9Б класса стала победителем муниципального этапа всероссийского конкурса сочинений за работу «Письмо Сергею Есенину». Пархимович Александра участвовала во всероссийском конкурсе чтецов «Дети читают стихи», где представила на суд зрителей художественное чтение стихотворения С.А. Есенина.

По итогам учебного года был проведен опрос среди обучающихся лицея с целью оценки воспитательной работы учреждения глазами детей. На вопрос «Назовите мероприятие года, которое Вам понравилось и запомнилось больше всего» 95% учащихся назвали «У Есенина День рождения». Рефлексия самих участников события выразилась и в том, что они экстраполировали деятельность на следующий учебный год – вышли с инициативой проводить подобные мероприятия каждый год и установить традицию. И это будет новое образовательное событие, результатом которого будет приращение знаний, опыта, способов деятельности каждого из его участников.

Образовательное событие «У Есенина День рождения», представленное учителем и учащимися в виде педагогического проекта, получило Диплом I степени во всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогический проект» на сайте Томского государственного университета «Педагогическая планета» [4]

Направленность на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирование базовых национальных ценностей.

Целью заявленного образовательного события «У Есенина День рождения» стало создание условий для расширения общечеловеческого культурного кругозора обучающихся через приобщение к вечным ценностям, поэзии и  музыке, через заочное  общение  с ярким, искренним русским  лириком С.А. Есениным.  «Всё моё творчество выросло из одного большого чувства – любви к Родине…» - эти слова принадлежат проникновенному, яркому поэту-лирику С.А. Есенину. То, что он нам дал, - это целый мир, он живёт, движется, переливается. Это задушевная песнь о великом, о вечном — о России. Значение Есенина для русской культуры и истории определяет место, которое должно занимать преподавание его творчества в русской школе. Есенин - великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Это положение ныне не нуждается в доказательстве.

Вот один из постов-отзывов учащихся на нашем сайте «Золотая флейта России», его написал ученик 8В класса Гайдай Дмитрий – участник  нашего образовательного события:

Это очередной раз подтверждает значимость нашей работы по формированию духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе и берущих своё начало в истоках русской национальной культуры, частью которой является и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителей национальной культуры, выразителей национального менталитета.

Результативность образовательного события

Школьники  получают возможность

  • -повысить интерес к творчеству С.А. Есенина, желание исследовать;
  • -реализовать свои творческие способности в танце, мастерстве художественного слова, пении, актерском мастерстве;
  • -повысить учебную мотивацию, мотивацию достижения успеха;
  • -повысить интерес к предметам «литература», «история», «искусство»
  • - личностного роста.

Учителя получают возможность

  • -приобщить подрастающее поколение к основам русской культуры, частью которой является и родная литература; формировать базовые национальные ценности;
  • -поддерживать  высокий  уровень мотивации;
  • -поощрять активность и самостоятельность учащихся;
  • -развивать метапредметные компетенции (ценностно-смысловые, коммуникативные, исследовательские);
  • -презентовать опыт работы с учащимися большой аудитории коллег;
  • -повысить уровень ИКТ компетенции.

Модель образовательного события духовно-нравственной направленности


Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

Комментарии: