КоллегамМетодические разработкиПредметная неделя
Регистрация
анализ стихов
репетитор по русскому языку
Поэтический календарь
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.natalia-ruslit.ru/
Нужно много учиться, чтобы немногое знать
Шарль Монтескьё
педпроект
фестиваль
Федеральный портал "Российское образование"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
рособр
Сейчас на сайте: 86

Версия для слабовидящих
Статистика сайта

 

Яндекс.Метрика
счетчик посещений
Проверка слова
www.gramota.ru
год добровольца

До окончания учебного года осталось


Неделя русского языка и литературы

Методическая разработка

1.Пояснительная записка

Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы повысить мотивацию обучающихся. Предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку и литературе, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

Цель методической разработки: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной Недели по русскому языку и литературе, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи:

  • определить содержание предметной Недели;
  • выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку и литературе при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость: теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка и литературы, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость: результаты предметной недели  могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 при проведении уроков и внеклассных мероприятий.                       

Основное содержание предметной недели:

Содержание предметной Недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной Недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций. Неделя русского языка и литературы  – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предметам. Это Неделя творчества, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность обучающихся, наличие у них интереса к русскому языку и литературе.

         Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к обучающимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности обучающихся на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка и литературы, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации

Задачи предметной  Недели:

  • совершенствование профессионального мастерства учителей русского языка и литературы через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
  • выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка и литературы.

Механизм реализации:

  1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом методической работы МБОУ лицея №1 и утвержденным директором.
  2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается  не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
  3. Организатором предметной недели является методическое объединение (далее МО) учителей русского языка и литературы.
  4. Участниками предметной недели являются учителя русского языка и литературы, обучающиеся, классные руководители.

В рамках предметной  Недели проводятся следующие мероприятия:

  • открытые уроки по русскому языку и литературе;
  • показ видеороликов, посвященных основной тематике предметной недели;
  • конкурсы, рисунков, сочинений;
  • организация акции «Бук кроссинг»;
  • внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

Проведение предметной Недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая отражается на сайте МБОУ лицея № 1, предметных сайтах учителей русского языка и литературы. По окончании предметной  Недели на заседании МО учителей русского языка и литературы проводится анализ мероприятий, организованных в ходе Недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий

  1. Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.
  2. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей обучающихся.
  3. Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
  4. В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
  5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности.
  6. Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Тематика предметной  Недели:  «Чтение — вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

Девиз предметной недели: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» (русская пословица)

Форма проведения: пять дней недели, посвященных основной тематике предметной надели.

Награды победителям и призерам:

  • победителям  и призерам в отдельных конкурсах и играх  – дипломы;
  • активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио.

 Подготовительный этап

Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании МО учителей русского языка и литературы. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по русскому языку и литературе. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика 9-11 классов. Энтузиазм учителей, желание заинтересовать обучающихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников.

Ресурсы, необходимые для  проведения предметной Недели:

  1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы).
  2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для проведения предметной недели).
  3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач).
  4. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения проведения предметной недели, различных методических памяток и рекомендаций).
  5. Обеспечение рефлексивного пространства для учителей: (создание страниц сайта, посвященных проблемам проведения предметной недели).
  6. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).
  7. Наличие у учителей  педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, методикой проблемного обучения, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).

Целевая аудитория

Неделя русского языка и литературы осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип добровольности: обучающиеся МБОУ лицея № 1 участвуют в предметной  неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает  обучающихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, игровых проектах,  загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.
  • принцип массовости: желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди учеников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком и литературой. 

Ключевые участники

Обучающиеся:

  • продемонстрируют свои творческие достижения по предмету;
  • блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка и литературы;
  • откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные игровые задания;
  • найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.

Учителя русского языка и литературы:

  • создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;
  • помогут ребятам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

Активные классы лицея:

  • проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
  • получат эффективную образовательную среду;
  • заявят о себе в образовательном пространстве школы.

Администрация:

  • проведет мониторинг уровня профессионализма учителей-предметников;
  • получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;
  • пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.