Разработка сценария открытого урока литературы в 8 классе «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»
Гипотеза проекта урока: предполагаем, что уроки литературы, разработанные на основе компетентностного подхода с включением продуктивной мыслительной деятельности будут способствовать улучшению результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.В соответствии с новыми стандартами мы стремились формировать личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия, что позволит учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в реальной жизни.
Разработка сценария открытого урока литературы в 8 классе
«Контраст как средство раскрытия идеи рассказа
Л. Толстого «После бала»
Тема урока раскрыта на предметном материале, в рамках программы по литературе для 8 класса общеобразовательной школы Г.С. Меркина. На изучение произведения рекомендовано отвести 3 часа. Данный урок планируется как итоговый.
При проектировании учебного занятия учитывались следующие возрастные особенности восьмиклассников.
Выбраны косвенные методы воздействия на сознание подростков: не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».
Для подростка большое значение имеет информация интересная, яркая, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься.
В соответствии с новыми стандартами мы стремились формировать личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия, что позволит учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. На уроке ученики не запоминают, но осмысливают важнейшие понятия, как бы заново открывая их. Поэтому на уроке уделялось большое внимание нравственным установкам и принципам.
Эти особенности обусловили выбор содержательной и технологической составляющих урока.
Дидактическая цель урока: формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
- обобщение единичных знаний в систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о единстве социальной и нравственной справедливости, ответственности человека за все, что совершается в жизни, неучастие во зле;
- развитие умений осуществлять логические операции (сопоставлять, анализировать, сравнивать);
- развитие речевых и коммуникативных умений;
- развитие умения совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива.
Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя, разработанные карточки-задания для групп, словарь урока, высказывания Л.Н.Толстого о смысле жизни, Ф. Шопен. Мазурка ХХ, репродукция картины В. Кандинского «Красное пятно» («Черное пятно»)
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
-умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;
- умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
- умение видеть культурологические связи.
Предметные:
-понимание литературы как особого способа познания жизни;
-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия.
Ход урока
1. Этап – мобилизующий Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Вступительное слово учителя. (Метод учебного диалога).
-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. В начале урока мне хотелось задать вам необычный вопрос: какое у вас сейчас душевное состояние?
- У меня тоже в душе волнение и радость от встречи с вами.
- Что влияет на душевное состояния человека?
(Примерные ответы: ситуация, в которую попадает человек. Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства, порой совершенно противоположные).
- Посмотрите на картину Василия Кандинского «Черное пятно». (Приложение 1) Какое состояние пытаются передать Кандинский? А как вы это почувствовали? (Художник используют цвет, чтобы показать противоречивые чувства).
- Прослушайте фрагмент музыкального произведения Мазурки Шопена, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (В звучании можно уловить контрастные настроения с помощью звука. Так чувствовал себя композитор, передавая это настроение).
Слово учителя. Мы живем в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства, на наше душевное состояние. Цвет и звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Душевное состояние человека – это то, что он чувствует в определенный момент, а чувства бывают противоречивы, противоположны, контрастны.
Эту работу мы проделали не зря. Мы продолжаем изучение рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Сегодня – итоговый урок. Предлагаю прослушать два отрывка из рассказа Л.Н. Толстого. Первый окунет нас в атмосферу бала середины XIX века. (Звучит отрывок из рассказа в исполнении учителя или подготовленного ученика на фоне музыки М. Глинки «Бал был чудесный…). А вот другой отрывок (Звучит отрывок из рассказа «Я стал смотреть туда же…» под военный барабанный бой).
- Что вы заметили? (Примерные ответы: изображенные картины в произведении Толстого резко противоположны, контрастны)
2 этап. Формулирование темы самими учениками. Целеполагание.
Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Важно, чтобы ученики вышли на ключевые слова темы: контраст, идея (главная мысль произведения)).
Тема урока: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала».
Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов. (Прием целеполагания.)
Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея
Узнать, что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого
Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Уметь анализировать произведения, исследовать художественный текст,
Учиться построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.
Ребята, а зачем или, вернее, почему мы вообще изучаем этот рассказ Толстого?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
3.Этап актуализации знаний.
Слово учителя. Приготовьте листы - карточки «Словарь урока». (Приложение 3)
Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.
Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.
Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.
Попробуем это доказать знанием теории литературы.
- Что такое композиция произведения?
- Работа с таблицей. Сравните 1 и 2 части таблицы. Восстановите пропущенные слова в 5 строке Что вы заметили? (Части противоположны, контрастны. Герой испытывает противоречивые чувства).
| I часть «На балу» | II часть «После бала» |
1. | Залитая огнями бальная зала (языковые средства) | Черный, грязный плац (языковые средства) |
2. | Обаятельная Варенька (образ) | Истерзанный экзекуцией солдат (образ) |
3. | Веселые танцы (композиция) | Избиение солдата шпицрутенами (композиция) |
4. | Внешняя красота и благородство полковника | Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя |
5. | Чувство …. | Чувство…. |
Такая резкая противоположность называется контрастом
Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить сегодня на уроке. Исследуем на конкретных примерах роль контраста в рассказе, обратимся к тексту. Для этого обратите внимание на строки таблицы с 1 по 3. В чем противоположность? В чем проявляется контраст у Толстого? (Дети выходят на направления работы групп). Верно, исследовать роль контраста мы будем в системе образов, в композиции и языковых средствах.
- Этап. Работа в группах.
Для этого работаем в группах. Для интересной работы у каждого будет своя роль: «специалисты» (готовят выразительное чтение), «лидеры» (руководят работой группы), «критики», «подводящие итог», «редакторы» (исправляют ошибки). У вас на столах конверты с заданиями для групп. (Приложение 4). Исследовать роль контраста мы будем в системе образов, в композиции и языковых средствах. Результатом работы будут ваши заполненные таблицы, выводы, которые вы представите в виде готовых текстов и самопрезентации группы. Каждая группа выбирает специалиста для выразительного чтения отрывка текста.
Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. В раскрытии контраста, проясняя и усиливая его, участвует точка зрения рассказчика, которая приводит читателя к постижению художественной идеи произведения. Эта схема поможет каждой группе увидеть свою часть в общей работе: (схема в конвертах для групп и на слайде). Время работы группы – 5-6 минут.
- этап. Выступление групп. Самопрезентация.
Время истекло. Вложите в конверты свои работы. Во время ответа одной группы две другие думают над заданием: «На какой вопрос вы получили ответ, слушая выступление группы»
Отвечает 1 группа «Композиция».
Примерный ответ: нашей группе было дано задание сопоставить две части рассказа «На балу» и «после бала». Кого мы видим на балу? Беззаботное веселье, радость, много света и белого цвета. Все это так воспринимает герой-рассказчик Иван Васильевич. Сопоставляемые части контрастны. Душевное состояние героя резко меняется во второй части рассказа.
Вопрос к слушающим: : «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли обе части рассказа по композиции?»).
Отвечает 2 группа «Система образов»
Примерный ответ: нашей группе необходимо было сравнить образы Полковника и Наказываемого по внешнему виду, походке и лицу. Соотнеся поля таблицы, мы пришли к следующим выводам. Изображение героев контрастно. Во-первых, контраст подчеркивает их социальное неравенство. Во-вторых, помогает понять, что полковник внешне не изменился, но проявляет злобу и жестокость по отношению к другому человеку. И это понимает читатель через восприятие героя-рассказчика.
Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: « Контрастно ли изображение героев рассказа и в чем оно проявляется?»).
Отвечает 3 группа «Языковые средства»
Примерный ответ: наша группа сопоставляла языковые средства через сравнение цвета и звука в рассказе «на балу» и «после бала». Мы пришли к следующим выводам. Во – первых, отмечаем полную противоположность двух частей по «цвету и звуку» (доказывают примерами из таблицы); Авто использует лексические средства (какие? Антонимы, … примеры)
Во-вторых, звуки и краски в рассказе даны через восприятие героя-рассказчика – Ивана Васильевича, значит контраст и в душевном состоянии героя рассказа.
Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли языковые средства в рассказе?»).
- Этап. Вывод по работе групп.
Все группы, работая над своим заданием, пришли к общему выводу. Какому? Какой художественный прием лежит в основе рассказа? (Толстой использует прием контраста).
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье в первой части резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа
Общее в ответах всех групп – это изображение психологического, душевного состояния героя – рассказчика. Именно через понимание его образа мы выходим на художественную идею произведения.
7 этап. Образ рассказчика и его нравственный выбор. Выход на идею рассказа.
- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе?
(вторая часть – именно после бала изменилась вся жизнь человека)
-Как изменилась жизнь героя после бала?
- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция?
(Примерный ответ. Он выбирает для себя единственно верный путь – отказаться от зла. Если ты не в силах изменить мир, однако можешь не участвовать во всеобщем зле. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя).
Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.
Не участие во зле – нравственный выбор героя
-Какова причина событий, изображенных в рассказе? (вспомните сравнение образов полковника и татарина?) Социальные противоречия.
Назовите нужные слова из данных: самодержавие, власть, карьерные устремления, произвол, строй, государство. (Самодержавие, власть)
Дополните недостающее соответствие в таблице
«По закону» (принятому в обществе) |
|
Полковник | Иван Васильевич |
Социальное (общественное) | Нравственное (общечеловеческое) |
(По закону нравственному, божескому)
-В чем проявляется контраст?
Сформулируйте художественную идею произведения.
В основе рассказа идея единства нравственной и социальной справедливости. Неучастия во зле. Ответственность человека за все, что случается в мире
Слово учителя
Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение. Целью его жизни было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человеком. Наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учился понимать и других.
8 этап. Работа с логической цепочкой. (Приложение 6)
Восстановите логическую цепочку.
- события, изображённые в рассказе, относятся к 40 годам 19 века – время царствования Николая 1, прозванного в народе за особую жестокость Николаем Палкиным;
- конец 19 века – современная автору рассказа эпоха;
- начало 21 века – современная читателю эпоха.
- Чем актуален рассказ сегодня?
9 этап. Подведения итогов урока на рефлексивной основе.
Работа с высказываниями Л.Н. Толстого
У Вас на столах цитаты - слова великого Толстого.
Выберите ту, которая соответствует вашему душевному состоянию, возникшему сегодня на уроке.
План-конспект урока литературы в 8 классе по программе Г.С. Меркина "Поэт и толпа в творчестве В.В. Маяковского. "Хорошее отношение к лошадям"
В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) , проникнутом неподдельным состраданием к чужой боли, В.В. Маяковский выступал за формирование нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, беззащитному. Революция в конечном счёте означала для Маяковского борьбу за торжество человечности.
Цели:
Актуализация знаний учащихся, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.
Формирование навыка работы составления рассказа о поэте по материалам статьи учебника, «слова» о поэте,
Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в ощущении новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности; характерных черт лирики В.В.Маяковского.
Формирование навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Оборудование: портрет В.В.Маяковского, фонограмма стихотворения, презентация учителя.
Ход урока
- Орг. Момент.
- Объявление темы урока. Целеполагание. Формулировка целей с помощью опорных глаголов. (Слайд)
- Работа над темой.
-Обращение к домашнему заданию. Рассказ о В.В.Маяковском
-Слово учителя. Поэт Н. Асеев так сказал о Маяковском.
И вот он выходит:
Большой, длиннолапый,
обрызганый
Ледниковым дождем,
Под широкополой,
Обвиснувшей шляпой,
Под вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю,
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
Горячо калачами,
Да падает лошадь,
Боками дыша.
Н. Асеев
С воодушевлением встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии, призывал к борьбе с врагами революции. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) , проникнутом неподдельным состраданием к чужой боли, он выступал за формирование нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, беззащитному. Революция в конечном счёте означала для Маяковского борьбу за торжество человечности.
-Анализ стихотворения, заполнение таблицы в ходе урока.
Работа в тетрадях. Сегодня в процессе совместного анализа мы заполним таблицу в тетради
Характерные черты лирики Маяковского | Примеры |
Яркая метафоричность | «Улица» «ветром опита» и «льдом обута» |
Точная живописность деталей | «..глаза лошадиные…» «…за каплей каплица по морде катится…» |
Использование олицетворений | «И какая-то общая //звериная тоска// плеща вылилась из меня// и расплылась в шелесте» |
Разнообразие звукового и ритмического рисунка | Гриб.//Грабь//.Гроб.//Грубь.. Лошадь на круп// Грохнулась |
Оригинальность рифм | «Опита» - «обута», «копыта»-«будто», «за зевакой зевака»- «зазвенел и зазвякал», «лишь один я»- «лошадиные», «в вой ему»- «по-своему», «каплища»- «тоска плеща», «в шерсти»- «в шелесте», «няньке»- «на ноги», «рыжий ребёнок»- «жеребёнок», «стойло» - «стоило». |
Выразительное чтение стихотворения в исп. В. Смехова.
-выявление первоначальных впечатлений.
-Какое событие находится в центре сюжетно-композиционной организации произведения?
Малозначительный факт: зеваки, «штаны пришедшие Кузнецким клёшить», смеются над упавшей лошадью. Её ощущает лирический герой. Он видит глаза лошади, её слёзы. Он понимает, что все живые существа – и люди и животные - звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно («все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь») И лошадь вдруг поднимается на ноги. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу лирического героя: »И стоило жить, и работать стоило».
-Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. Каков характер картины, изображённой поэтом?
«Грохнулась» - «сгрудились» - «подошёл» - «рванулась» - «пошла» - «пришла» -«встала (в стойло)» Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины.
- В каком стихотворении, изученном в 6 классе, звучит сочувственное и уважительное отношение к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных»
(С.Есенин. «Песнь о собаке».)
-В чём различие?
С.Есенин несколько отстранённо описывает горе собаки. У Маяковского на первом плане переживания лирического героя.
-История лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её.
Выр. Чт. От начала до слов «…в шерсти».
-Что передаёт ритмический рисунок первых строк стихотворения?
(Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой.)
-Какие приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этом звукоподражательном ряду?
-Кузнецкий - Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. Улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до 1918года. Назовите художественно-изобразительные средства, содействующие воссозданию образа улицы. Объясните их назначение.
«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»; зеваки, пришедшие «клешить».
Метафора «льдом обута» передаёт восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клёшить» передаёт особенности места действия, реалии времени (торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модная манера носить брюки клёш).
-Каждое слово в строфе (гриб, грабь, гроб, груб) выделено графически, записью столбиком, однако ритмическая чёткость первой строфы, передающая бег лошади, резко обрывается. Далее следует перенос: «Лошадь на круп грохнулась…» Почему ритм стиха резко меняется? (Акцентирует внимание на центральном эпизоде.)
-Словарная работа.
Круп- задняя часть тела животного.
Зевака – тот, кто слоняется без дела.
-Какие чувства испытывает лирический герой к толпе зевак?
Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе зевак, сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя.
-В каких словах выражено сочувствие лирического героя к лошади?
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась на меня
и расплылась в шелесте. (олицетворение)
-Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком, читая строки: «Улица опрокинулась, течёт по-своему»?
(Так видит окружающее упавшая лошадь. Её взгляд осмыслен. Лирический герой начинает понимать лошадь, видеть мир глазами лошади.
Выразительное чтение фрагмента стихотворения Маяковского «Дешевая распродажа»
-Находит ли герой одно только слово. Ласковое, человечье в окружающем его мире?
Выр.чт. от слов «И какая-то общая звериная тоска» до слов «…по-своему лошадь».
-Какие слова подчёркивают то, что в новых революционных условиях лирический герой не так одинок, как прежде?
«Все мы немножко лошади».
-К кому относится это замечание?
(Это все мы, кто не мыслит жизнь без поиска смысла жизни, без работы, без участия в судьбе других людей.)
3. Подведение итогов урока.
-Выр. Чт. От слов «Может быть, старая…» до конца.
-Какое значение приобретает образ жеребёнка, «рыжего ребёнка» в финальных строчках стихотворения? (9)
Этот образ передаёт ощущение новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности после всех неудач и страданий.
-Прослушивание в записи стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
4. Домашнее задание.
Наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника.
5. Комментирование оценок.
Урок по изучению повести Н.М. Карамзин Бедная Лиза «Чувства и … или разум?! …»
Чувство и разум – это фундаментальные понятия, это альфа и омега всей мировой литературы, всей человеческой жизни. Именно эти два понятия двигают человечество по пути прогресса или регресса, именно они говорят обывателю хорошая эта книга или плохая, именно они помогают или мешают нашему школьнику учиться. Как уловить хрупкий баланс эмоционального и разумного, сделать нашу жизнь более яркой, помочь детям раскрыть себя?
Методическая разработка урока литературы в 8 классе (УМК Меркин)
С использованием метапредметного подхода
«Чувства и … или разум?! …»
Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих? ...
Н.М. Карамзин
(По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
Выбранный тип урока объясняется тем, что сегодня важно не только дать ученику большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, чему способствует внедрение принципа метапредметности.
Цель: Смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате продуктивной мыслительной деятельности учащиеся попытаются осмыслить и прийти к решению проблемного вопроса «Чувства и … (или) разум?! …». Возможно ли сегодня поставить вопрос об определении доминанты чувства или разума в нашей повседневной жизни?
Чувство и разум – это фундаментальные понятия, это альфа и омега всей мировой литературы, всей человеческой жизни. Именно эти два понятия двигают человечество по пути прогресса или регресса, именно они говорят обывателю хорошая эта книга или плохая, именно они помогают или мешают нашему школьнику учиться. Как уловить хрупкий баланс эмоционального и разумного, сделать нашу жизнь более яркой, помочь детям раскрыть себя?
Задачи: формирование исследовательских навыков учащихся, умения работать с информацией, с текстом художественного произведения, представляя результаты в форме созданного текста, развитие интеллектуально творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения:
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, мультимедийная презентация учителя, аудиозапись «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского; репродукция картины «Бедная Лиза» художник О.Кипренский; карточки-задания «ландыши»; карточки-задания.
Ожидаемые результаты:
Личностные: (Зачем я это изучаю, для чего мне это надо знать, уметь?)
• Развитие компетентности в решении моральных проблем, на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
• Учить чувствовать мир, себя в этом мире. Развивать чувственное познание мира как альтернативу разумному началу.
Метапредметные:
• Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
• Формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
• Умение строить логическое рассуждение;
• Умение работать в группе – владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
• Умение видеть культурологические связи.
Предметные:
Понимание литературы как особого способа познания жизни.
Способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
(Создание продукта – текстов, которых неоткуда списать)
1. Этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Вступительное слово учителя. Литература – удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII. Но этот удивительный предмет служит нам не только в постижении прошлого, но и помогает разобраться в настоящем и заглянуть в будущее. Сегодня обычный и необычный урок. Обычный, потому что мы изучаем повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - самую знаменитую и едва ли не самую короткую из всех карамзинских повестей. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему? Ответ даст анализ произведения. Необычный, потому что в результате нашего урока и, исходя из анализа литературного произведения, мы попытаемся осмыслить и прийти к решению проблемного вопроса «Чувства и … или разум?! …». Выбрать союз и поставить знак препинания в конце данной фразы. Возможно ли сегодня, в нашей повседневной жизни поставить вопрос об определении, доминанты чувства или разума. Достойны ли внимания и в сегодняшние дни, нравственные уроки Карамзина, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».
2. Этап. Целеполагание.
Вспомнить (текст произведения, основные понятия: сентиментализм, сентиментальная повесть)
Узнать, чем интересна повесть современному читателю и оценить ее значение.
Уметь (учиться, научиться): анализу произведения, построению текстов – ответов, аргументировать свои суждения. Учиться работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.
3. Этап. Работа в малых группах. У вас на столах – задания для групп. Группы распределены по ведущим лейтмотивам повести: «Цветы», «Лучи солнца», «Власть денег», «Слезы», «Несчастная любовь». (На доске: Лейтмотив – (нем) Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея.)
4. Этап. Обсуждение результатов. Выступление спикеров (лидеров) групп.
1. Группа «Цветы»
У А.Фета есть лирическое стихотворение «О первый ландыш»
Чтение стихотворения «О, первый ландыш» А.А.Фета (1854), его короткий комментарий: (Индивидуальное задание)
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Слова как будто о нашей героине, Лизе, нежной, робкой, наивной и доверчивой девушке. Стиль Фета очень похож на стиль Карамзина, особенно фразы:
• «девственная нега»;
• «душистая чистота»;
• «воспламеняющая весна»
• «робкий вздох благоухает»
Этот стиль вычурной, нежной и красивой прозы существенно отличается от современного стиля СМС, общения в Чатах… Нам очень не хватает современных образцов настоящей русской речи.
Итак, мы видим, что Карамзин не случайно упоминает в своем произведении именно ЛАНДЫШ, а не иной какой-то цветок. У Ореста Кипренского, русского художника-портретиста, есть картина «Бедная Лиза».
Интересна история ее написания.
(индивидуальное сообщение ученика)
Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Если писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал крепостную мать, ее судьбу, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок — символ любви, у которой нет будущего.
2. Группа «Лучи солнца»
Избранный нами мотив может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе героиню, Лизу, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние главной героини.
3. Группа «Власть денег»
Если лучи солнца – символ чистоты, света, то деньги – это символ богатства, власти, алчности, корысти.
4. Группа «Слезы».
5. Группа. Мотив несчастной любви.
Одна из самых драматических сцен в повести. Автор: “Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слёзы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?” Карамзин уверен, что любовь часто бывает трагична
6. Работа с материалом «Для всех групп».
Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги.
Именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
Не всегда путь к любви усыпан лепестками роз. Как правило, судьба посылает нам много испытаний, помните строчки из стихотворения А.С.Пушкина:
1. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…». (Индивидуальное задание)
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет!
Сердце в будущем живет,
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
9. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. «Прожитый мною урок».
Лизе и Эрасту суждено было испытать и минутное счастье любви-страсти, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви! Но Карамзин предупреждает на примере Эраста, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви», ибо могут наступить если не ее гибель, то необратимые роковые ее изменения. Поэтому так важна мысль писателя о необходимости рассудка. Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Мы знакомимся с разумным взглядом матери на поведение Лизы, на ее жизнь; задумывается о собственной судьбе и судьбе Эраста Лиза, но ее разуму не дано торжествовать. И совершенно ни о чем не думает Эраст — он плывет по течению чувств, строя идиллические планы о жизни с Лизой, «как с сестрой».
Тема рассудка властно звучит и в речах рассказчика. Обращаясь к Эрасту, он восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли яы можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?» Размышления класса по поводу этого высказывания позволяют сделать вывод: миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен,- это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум. Не рассудок преобладал в отношениях Лизы и Эраста, и в этом одна из причин их бед. Но писатель не обвиняет своих героев за их «заблуждения», он лишь объясняет поведение героев, и эта позиция его мудра: он знает, что есть люди, которыми управляют страсти, и в этом их награда и наказание.
Урок-мастерская Пушкин-лицеист. 6 класс.
Эта мастерская предполагает постижение подростками истоков гениальности личности Пушкина, атмосферы, в которой началось «рождение поэта». Создание в итоге творческих работ по теме «Пушкин-лицеист».
МАСТЕРСКАЯ ПУШКИН – ЛИЦЕИСТ
Эта мастерская предполагает постижение подростками истоков гениальности личности Пушкина, атмосферы, в которой началось «рождение поэта». Создание в итоге творческих работ по теме «Пушкин-лицеист».
Задача мастерской – дать проявиться чувствам учеников, направить их на поиск языковых средств выражения своих эмоций, дать ощутить радость творчества, наслаждения словом, удовлетворенность от самовыражения, от взаимного обогащения.
ХОД МАСТЕРСКОЙ
Учащиеся садятся за столы группами по 5 -6 человек. На столах приготовлены файлы с заданиями для каждого члена группы.
1.Индуктор. На столе каждой группы лежат предметы из «Бюро литературных находок». Вернем эти вещи в строки пушкинских произведений. (Зеркальце, яблоко, перо, иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила», картина «Пушкин на лицейском экзамене», петушок, колпак звездочета.). Выступления учащихся.
МАСТЕР. Молодцы, знаете произведения Пушкина! Ничего не забыли. А теперь подумайте, чтобы все эти произведения создать, необходимо было не только родиться гением , но и многому еще научиться. Где учился Пушкин? Правильно, в лицее.
2.Саморегуляция. Звучит музыка 19 века. Закройте глаза и представьте. Александру Пушкину 12 лет. Он ученик, воспитанник лицея. Он ваш ровесник. Все, как у вас – ученики - лицеисты, учителя-наставники, учебные предметы, домашние задания, друзья и недруги, ошибки и победы. Представьте себе невероятное – вашу встречу с поэтом-ровесником. Наверное, у вас возникло бы много вопросов к Пушкину-лицеисту. Запишите их в тетрадь.
Примерные вопросы:
- Какой твой любимый предмет?
-Какие у тебя учителя, расскажи о них?
- Есть ли у тебя друзья?
-О чем ты мечтаешь? Чем увлекаешься?
-Интересно ли тебе учиться в лицее?
3.Создание творческого продукта. Индивидуальные задания по тематическим группам. Затем группа предъявляет общее полученное знание в результате взаимодействия.
Индивидуальные задания.
1 Группа Лицей и его атмосфера:
Задание 1.Создайте текст по опорным фразам: лицей, родной дом, семья, лицейские учителя-старшие в семье. Лицеисты-братья.
Задание 2.Подумай, каковы могли быть отношения между учениками и учителями в лицее? Используй словосочетания для ответа, запиши ответ: Высокая культура, взаимное уважение, свобода, уважение к личности, атмосфера уважения, независимость суждений, отсутствие физических наказаний, творчество.
Задание 3.Подумай, какой распорядок жизни мог быть в лицее?
Используй слова и словосочетания: строгий распорядок, обязательное ношение формы, обязательные прогулки, чтение книг, поощрение творческого труда.
Задание 4.Составь текст, используй слова и словосочетания: творческая атмосфера, соревнования в написании стихов, переводы текстов с разных языков- изучение и знание языков, насыщенная программа обучения в лицее, воспитание чувства любви к Родине.
Задание 4.Подумай, почему пушкинский выпуск дал России так много поэтов? Что для этого делалось в лицее? Используй слова и словосочетания: «Не позволяй душе лениться», труд души, творческий труд, издание лицейских журналов, постоянные упражнения в творчестве.
Задание 5. Найди в толковом словаре слово «атмосфера», выпиши в тетрадь, составь с этим словом словосочетания, связанные со словом «лицей», «творчество», «нравственность», «культура».
Задание 6.Подумай, какой должна быть школа, чтобы в ней состоялось «рождение гения»? Что должно быть главного в такой школе? Запиши.
2Группа. «Друзья мои…»
Задание 1.Какими качествами должен обладать человек, чтобы у него было много друзей? Запиши.
Задание 2.Как ты понимаешь выражение «Лицейское братство»? Почему отношения между лицеистами так названы? Запиши.
Задание 3.Подумай, что позволило Пушкину обратиться к друзьям по лицею так: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»? Подумай над подчеркнутыми словами, создай рассуждение.
(Задания каждому члену группы. Выступает представитель от группы.)
3Группа. Поэзия – мечта или реальность?
Задание 1.Если бы тебе пришлось сочинить «Послание другу», что бы ты сказал другу? Если можешь, сочини четверостишье. Используй обращения: друг бесценный, любезный друг, милый друг, о друг мой дорогой.
Задание 2.Подумай над пушкинскими строками: «Мечты невольник милый», «Невольник мечты младой».О чем мечтал юный Пушкин в лицее? О чем мечтаешь ты? Каким видишь свое будущее?
Задание 3.Что нужно для того, чтобы мечта осуществилась?
Карточка-информатор.Послание-стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу(лицам).
4Группа. «Лицейский мудрец»
Задание 1.Кодекс – это свод законов. Создай небольшой проект «Кодекса лицеиста», который мог бы существовать в годы учения Пушкина. Сравни его с нашими лицейскими правилами. В каком лицее ты бы хотел учиться? Запиши.
Задание 2.Создай проект будущего лицея. В каком лицее может произойти «Рождение гения»?
Карточка-информатор. В Чикаго готовились открыть новую школу. Устроителям было поручено ознакомиться с опытом лучших учебных заведений мира. Они пришли к заключению, что практика обучения и воспитания в Царскосельском лицее не знала себе равных.
Задание 3.Что могло привлечь организаторов чикагской школы? Почему лицей, в котором учился Пушкин, назвали «Жемчужиной русской школы»?
5Группа. «Пушкин на уроках»
Внимательно прочитайте и инсценируйте в группе.
На уроке русской словесности.
Автор. Однажды, окончив лекцию несколько раньше, профессор Кошанский сказал:
Профессор:
- Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
Автор: Перья заскрипели, но стихи ни у кого не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех восхитили!
Пушкин:
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на Лилею
Нам укажи.
Профессор: Стихи прелестны! Они очаровывают задорным настроением и смелым образом: роза – дитя зари!
На уроке математики.
Автор 1. Известно, что математика мало интересовала лицеистов. Это поначалу бесило профессора математики Карцева. Но вскоре он смирился с этим и развлекал воспитанников анекдотами. Лицеисты помирали со смеху, слушая его « вовсе не математические россказни».
Автор 2. Однажды Карцев вызвал к доске Пушкина, который математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.
Пушкин долго переминался с ноги на ногу, силясь решить заданную задачу, молча писал какие-то формулы.
Профессор:
- Что же вышло? Чему равняется икс? Пушкин (улыбаясь):
- Нулю!
Профессор:
- Хорошо! У Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!
Задание 2. Сделайте вывод: Пушкин. Уроки. Учителя.
Социализация. Представители от групп выступают с результатами коллективного труда.
Разрыв. Предлагаю посмотреть отрывок из документального фильма «Царскосельский лицей». Даю задание вернуться к вопросам, заданным Пушкину-лицеисту в начале занятия, ответить на них.
Самоконструкция. Создание текста на тему: «Пушкин - лицеист». Желаю успеха!
Социализация. Чтение работ.
Рефлексия. Финал урока:
- Какой этап урока был самым неожиданным?
- Какой этап урока был самым интересным?
- Какое задание было самое трудное?
- Какое выступление было самым интересным?
- Что пожелаете для следующих мастерских?
Поблагодарим, друг друга за общение и себя за теплые мысли, чувства, переживания, слова.
Вы всегда должны помнить:
1) И одна строка – текст.
2) И недодуманные мысли важны для творчества.
3) Если Вы почувствовали, что чужой текст хорош, то и Ваш не плох.
Если дома захочется продолжить мысли, появившиеся на уроке, делайте это.
Урок - мастерская построения знаний и творческого письма по литературе в 5 классе по рассказу В. Белова "Скворцы". "Искусство слова стремится непременно к добру"
Урок - мастерская построения знаний и творческого письма по литературе в 5 классе по рассказу В. Белова "Скворцы" : "Искусство слова стремится непременно к добру"
Цели урока.
- Образовательная Знать содержание рассказа В. Белова «Скворцы», проблемы, поднятые автором в произведении.
- Развивающая Развивать ассоциативное мышление, креативные способности, монологическую речь, умение работать в группе, познавательную самостоятельность
- Воспитательная Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.
Форма урока. Мастерская построения знаний и творческого письма.
Ведущий вид учебной деятельности. Работа в проблемных творческих группах.
Этапы мастерской:
- Индуктор.
- Сообщение целей и задач урока.
- Самоконструкция.
- Социоконструкция. (Работа в проблемных группах).
- Социализация (Выступления от групп).
- Творческая работа.
- Афиширование творческих работ
- Рефлексия.
Ход урока
1. Индуктор
Музыка, мастер читает стихотворение (Слайд 1. Последний снег. В. Юкин 1950)
Милее нет и краше,
Стучит береза в раму,
Скрипит от ветра старое крыльцо
Заходишь в сени тихо,
Дверь открывает мама,
Ты снова, снова дома!
Вопрос: Какое настроение вызывают строки, что вы представили, когда я читала стихи. Поделитесь впечатлениями.
«Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку». «Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной» Вопрос: Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит природу, Родину, людей, свой дом).
Эти слова принадлежат Василию Ивановичу Белову замечательному русскому писателю XX века, автору рассказа «Скворцы» ( Слайд 2. Василий Белов. Из авт. рукописи)
Скажите ребята, качества, которые вы назвали, проявились в каком либо из героев рассказа (дети называют героев).
2. Сообщение цели и задач урока.
А вы правы, ребята, и Павлуня, и его родители, и скворцы, и дом - все эти герои в центре внимания нашей литературной мастерской. Это необычный урок и чтобы он удался, необходимо знать определенные правила. (Слайд 3 .Правила работы на уроке-мастерской)
Правила работы на уроке-мастерской.
1. Работа мастерской основывается прежде всего на слове.
2. Равны все, включая мастера.
3. Все работают по желанию.
4. Нет соперников, соревнования.
5. Все трудятся сообща, слушают и стараются понять друг друга, Так, сообща, мы смастерили цепочку главных слов нашего урока. (Слайд 4. Дом - Родина - Природа - Семья – Душа)
Обращаясь к рассказу В.Белова «Скворцы», мы должны выявить проблемы (вопросы), которые
поднимает автор в рассказе, попытаться их осмыслить и, возможно, пути их решения.
Соотнести проблемы с нашей сегодняшней жизнью.
Результатом работы в мастерской станут наши творческие работы, в которых, мы, несомненно,
раскроем свои способности.
Сегодня мы работаем в проблемных группах. Подумайте, обсудите и задайте вопросы, которые
возникли у вас после прочтения рассказа «Скворцы». Эти вопросы требуют ответа и ответить мы
сможем с помощью текста рассказа. А мне хочется предложить вам еще один вопрос: почему
рассказ о мальчике называется «Скворцы»?
(Слайд 5. Рассказ, сюжет, элементы сюжета).
Обратите внимание на эти термины, случайно ли они перед вами. (Активизация знаний теории
литературы). Ребята, давайте вспомним сюжет рассказа. Речь идет о ....
3. Самоконструкция.
Ребята, какие эпизоды вы считаете самыми важными в рассказе? (Самоконструкция) Когда я размышляла над прочитанным, я тоже выделила эти эпизоды.
4. Социоконструкция. (Работа в проблемных группах)
Перед вами листы с заданиями для каждой группы. (Социоконструкция)
(Слайд 6. Анализ эпизодов) | |
1 группа | 3 группа |
«Крестьянский дом. Семья» | «Прилет скворцов» |
Расскажите о доме, в котором жила семья Павлуни. | Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде |
Попробуйте описать его, подтверждая текстом. | «Прилет скворцов», подтвердите текстом рассказа. |
Расскажите о дружной жизни этой семьи. Любит ли | Как вы понимаете значение слова обомлел? |
Павлуня свой дом? Как родители относятся к | О чем беспокоится, тревожится Павлуня? |
мальчик? |
|
2 группа | 4 группа |
«Сон Павлуни» | «История со скворечником» |
Как в этом эпизоде передает автор любовь Павлуни | Как писатель передает состояние и действие, |
ко всему живом? Подтвердите текстом. | потрясенного чужой бедой мальчика? Подтвердите |
Как вы думаете, почему до глубины души трогает | текстом. |
нас этот эпизод, не оставляет равнодушным? |
|
5. Социализация. (Выступления от групп) |
Учитель читает под музыку эпизод «История со скворечником». Вопрос после чтения: А что было
потом (последний абзац читают дети).
Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят. О чем говорит последнее слово
рассказа «завтра». Ответы детей и мастера. Надежда! Она остается, автор дарит ее нам и героям.
Мальчик обязательно выздоровеет и скворцы прилетят.
Мы попытались с помощью авторского текста ответить на поставленные вами вопросы. Пришло
время ответить на главный вопрос нашего урока. Так почему рассказ о мальчике называется
«Скворцы»?
Обратите внимание на доску, пришло время ответить еще на один вопрос. Вспомните, все, о чем мы
говорили, и это поможет вам сформулировать тему нашего урока-мастерской. (Называют варианты
тем). И я, как и вы, после нашей совместной работы предлагаю свое название темы. «Искусство
слова стремится непременно к добру». Н.В. Гоголь.
(Слайд 7. Тема. Скворечник)
6. Творческая работа
Обратите внимание на задание № 3 на ваших листах.
Сейчас у вас будет возможность проявить свои творческие способности раскрыться в слове,
рисунке, в поэтическом слове. У вас право выбора.
(Слайд 8)
Творческая работа
Передайте свои впечатления от прочитанного, пережитого и услышанного на уроке в рисунке,
стихотворении, сочинении-размышлении (Каким может быть продолжение жизни Павлуни), письмо
герою, автору.
7.Афиширование творческих работ. Мастер читает свою работу.
8. Рефлексия
(Слайд 9).
Какой этап урока был самым интересным?
Какой этап урока был самым трудным, неожиданным?
Какое выступление запомнилось больше всего?
Ваши пожелания мастеру.
Урок-мастерская по повести А.Платонова «Юшка» .Урок внеклассного чтения. 6 класс «Верь в великую силу добра»
Тип урока: мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.
Форма организации познавательной деятельности: работа в проблемных группах.
Оборудование: музыка Брайтмана, Гунода, Шуберта, картины с библейскими сюжетами, стихи С.Есенина, карточки-листы с заданиями, опорные слова, мультимедийный проектор.
Цели урока:
Урок-мастерская по повести А.Платонова «Юшка»
Урок внеклассного чтения.
6 класс
«Верь в великую силу добра»
Тип урока: мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.
Форма организации познавательной деятельности: работа в проблемных группах.
Оборудование: музыка Брайтмана, Гунода, Шуберта, картины с библейскими сюжетами, стихи С.Есенина, карточки-листы с заданиями, опорные слова, мультимедийный проектор.
Цели урока:
Обучающие: создать условия для осмысления общечеловеческих проблем, поднятых А.Платоновым в рассказе «Юшка». Помочь разобраться в главной идее рассказа – каждый человек неповторим, а потому и бесценен.
Развивающие: развивать креативные способности, монологическую речь, ассоциативное мышление, читательский интерес, умение работать в группе.
Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, толерантную, творческую, помочь ученикам раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью, приобщить к радости сотрудничества.
Ход урока
1 Этап«Индукция».3 минуты.
Задача: создание эмоционального настроя, мотивацию дальнейшей деятельности.
Чтение мастером стихотворения С.Есенина. Музыка. Слайды- картины с библейскими сюжетами.
Вопросы после чтения:
1. Ребята, какого литературного героя напоминает старый дед из стихотворения Есенина? (Ефима Дмитриевича, Юшку).
2. В чем сходство между героями? (Дед делится хлебом, Юшка- сахаром, деньгами).(Чем тронул вас рассказ Платонова, какие мысли и чувства пробудил?)
3. Как мы называем эти качества в людях: неравнодушие к чужой беде, горю, готовность прийти на помощь, принять участие, простить?
(Сострадание, человеколюбие, милосердие).
2 Этап. Объявление темы и цели урока.1 минута.
Запомним эти слова и их значения. Они нам помогут на уроке внеклассного чтения, тема которого: «Верь в великую силу добра».
Сегодня мы - в литературной мастерской. А значит, мы с вами - мастера. И инструментами нашими будут СЛОВО и ТВОРЧЕСТВО.
Цель нашей мастерской: обратиться к рассказу Платонова «Юшка», осмыслить проблемы, которые поднимает автор в рассказе. Соотнести их с нашей сегодняшней жизнью. Учиться работать в группах. Раскрыть свои способности вы сможете в творческой работе, которая и будет итогом нашей мастерской.
3 Этап. Работа с эпиграфом. 2 минуты. Ребята, что мы называем Эпиграфом.(дайте определение эпиграфа. Эпиграф помещается после заглавия, поясняет замысел произведения, основную мысль).
Эпиграф нашей мастерской:
Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
И.Суриков
Ребята, подумайте, почему именно этот эпиграф я выбрала к теме мастерской?
(Добро – великая сила, когда человек способен сострадать, быть милосердным, прийти на помощь другому)
4Этап. Социоконструкция. Работа в проблемных группах.
Ребята, у каждого из вас есть свой лист с заданиями. Ваша задача: внимательно прочитать задания, обдумать, обсудить в группе и кто-то из вас даст ответ от группы. Ответ обязательно подтверждайте текстом произведения! На выполнение этой работы даю вам 5-6 минут.
5.Этап. Социализация.7-8 минут
Слово первой группе. Читаем вопросы. Отвечаем.
1 группа. Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? Почему испытывал к своим обидчикам не возмущение, а жалость? За что жалел их? Подтверди ответ примерами из текста.
| Примерные ответы (Люди жестоки по отношению к Юшке. А Юшка их жалеет за «слепоту сердца», а не зло. Понимает, что люди не умеют любить, принимать человека, таким, каков он есть, не умеют радоваться жизни, ценить красоту, порой им некуда приложить свои силы). |
Подведение итога мастером. Ребята, в ответе вашей группы прозвучали очень важные слова, вынесем их на экран: ЖАЛЕТЬ, «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ».(слова на экране. 1 слайд). |
Слово второй группе. Читаем вопрос. Отвечаем.
2 группа 1.Что заставляло сельчан издеваться именно над Юшкой? 2. Можно ли соотнести жизнь Юшки с библейскими заповедями?
| Примерные ответы (Безответность,непохожесть на других. Для людей он «блажной», «непохожий». Он живет иной жизнью, не такой скучной, гнетущей. Юшка- блаженный, живущий по божьим законам. Одна из заповедей Иисуса: « А я говорю вам, что не надо платить злом за зло, и око за око, и зуб за зуб. И если кто ударит тебя в одну щеку, лучше подставь другую щеку, чем за удар отвечать ударом… Не надо злом противиться злу». Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов).
|
Подведение итога мастером. Ребята, в ответе вашей группы прозвучало слово НЕ МСТИТЬ, прощать. Вынесем и его на экран.(2 слайд). |
Слово 3 группе. Читаем вопрос. Отвечаем.
3 группа 1.«Добро, мама, из добра приходит» - говорил один из героев сказки А.Платонова «Волшебное кольцо». Раскройте эту мысль на примере жизни Юшки. 2. Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность? 3. Случайно ли приехавшую девушку назвали «дочерью доброго Юшки»? | Примерные ответы (Доброта Юшки находит продолжение в добрых поступках девочки-сироты. Значит, его пребывание на земле не осталось бесследным. Забота о живом существе, умение «видеть сердцем» красоту мира и делать добро помогает герою не озлобиться и сохранить доброжелательность).
|
Подведение итога мастером. Вынесем на экран главные слова вашего ответа: ДЕЛАТЬ ДОБРО. |
Слово 4 группе. Читаем вопрос. Отвечаем.
4 группа «Шел Господь пытать людей в любви» - одна из главных идей рассказа. Какое разрешение она получила? | Примерные ответы (Господь посылает людям испытание на любовь. Он испытывает людей любовью. Люди не выдержали испытание. Юшка выдержал. Остался человеком, несмотря на все страдания, которые ему уготовила жизнь. Истинная любовь милосердствует! А люди равнодушны по отношению к герою. Об их равнодушие говорит страшное слово «ЗАБЫЛИ».
|
Подведение итога мастером. В ответе вашей группы звучало слово «ЛЮБИТЬ» |
Все ответы прозвучали. Что же у нас получилось? Внимание на экран. Мы смастерили цепочку из слов, чаще всего звучавших на уроке. Все ли звенья равноценны?
Что же завещал нам всем Юшка? (Читаем цепочку: ЖАЛЕТЬ людей, учиться «видеть сердцем», уметь прощать, делать добро, не забывать добро (не быть равнодушными), ЛЮБИТЬ людей и все живое в мире!).
6 Этап. Вопросы всему классу. 3-4 минуты.
Какие еще произведения о добре, милосердии вы читали?
Проблемы, поднятые в рассказе Платонова актуальны и в наше время. Читали ли вы повесть В.Железникова «Чучело»? Может, смотрели фильм? Вспомните одну из последних сцен фильма. Вспомните слова, которые дети написали на доске. О чем говорит эта надпись?
Скажем вслед за героями: «Прости нас, Чучело!». «Прости нас, Юшка!». «Простите нас, люди, которым мы когда-то причинили боль и страдания»
Великий русский писатель А.П.Чехов писал: «Нужно, чтоб за дверью каждого довольного человека, счастливого человека, стоял кто-нибудь с молотком и напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он не был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти – стрясется беда, болезнь, потери, и никто не увидит и не услышит его, как он теперь не видит и не слышит других».
6.Этап Творческая работа.5-6 минут.
Сегодня на мастерской мы попытались осмыслить проблемы, поднятые Платоновым в рассказе: добро, милосердие, человеколюбие. Вспомните слова, которые чаще всего звучали на мастерской. Раскройте свои творческие способности!
Передайте свои впечатления, чувства, мысли в творческой работе. Напишите обращение к людям, а может, к себе. Что это будет - стихотворение, сочинение-миниатюра – решать вам! На эту работу – 5-6 минут.
7 Этап.Афиширование. 4-5 минут. Чтение 2-3 работ и мастера. Вывешивание работ на стенде.
8. Этап. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастерской. 2-3 минуты
- Что было важно в сегодняшней встрече?
- Что вам более всего удалось?
- Какой этап урока был самым интересным, неожиданным?
- Какое задание было самое трудное?
- Какое выступление было самым интересным?
Вы всегда должны помнить:
1. И одна строка – текст.
2. И недодуманные мысли важны для творчества.
3. Если вы почувствовали, что чужой текст хорош, то и ваш не плох.
Записи не найдены